Главная » Статьи » Эссе

О мировых религиях




На перекрёстке континентов сложились не только древнейшие цивилизации, но и мировые религии: иудаизм, христианство, ислам (именно в такой последовательности!).

В синагоге, Церкви, мечети, храме Бог один, просто у него разные имена. Бог един, а Христос, Будда, Магомет – это дети одного Бога. Понять, что Бог един, дано единицам. В каждой вере главное верить. Когда схватываются в битве мифы, это соразмерно войнам религиозных фанатиков. Все религии вызывали эксцессы, когда пытались утвердиться в мире. Раскол в католичестве произошел в 15-16 веке, в православии – в 17-м.

Утверждение, что различные религиозные учения помогают решать одни и те же проблемы, только каждое по-своему, в наше время кажется вполне нормальным. Да, могут существовать различные названия одних и тех же явлений, разные способы духовного развития. Едина только конечная точка – достижение гармонии человека с вечностью, спасение, покой (слова не так важны, важен их смысл).Нужно искать общее в религиях, несмотря на внешние отличия. Все главные мировые религии проповедуют, в общем-то, одно и то же: покаяние в грехах, всепрощение, терпение, любовь к ближнему. Библейскую мораль одинаково признают и христиане, и мусульмане, и иудеи. Нет религии злой, религия всегда идёт со знаком плюс.

Различие между религиями только в языке, в форме выражений, в деталях, менявшихся сообразно времени, но суть оставалась одной и той же. Все верующие, евреи, христиане и всякие, кто верит в единого Бога и творит добро – поистине, все они в спасении и им нечего опасаться. Никакого превосходства ни у кого нет. Они ничего не доказывают (доказать здесь ничего нельзя), они просто показывают, что в каждой из мировых религий есть нечто, достойное самой великой хвалы, выходящее за рамки всех сравнений. И потому не сравнивай. Живущий несравним.

Каждая религия лучше других, когда уходит в собственную глубину. Но это преимущество глубины над поверхностью, а не христианства перед буддизмом, православия перед католичеством и тому подобное. Каждая религия хуже других, когда предает свою глубину. Мировые религии стоят веками, потому что веками люди нуждаются в любви. Каждому верующему необходимо уважительное отношение к другой религии. Во всех мировых религиях не играет никакой роли нация новообращенного.

Из Корана: «Един человеческий род. Бог послал к нему пророков и провозвестников и снабдил их книгами, чтобы те руководили людьми на пути веры и истины, и учинили между ними праведный суд. Но люди после этого, как они получили эти спасительные руководства, возбудили между собой раздор из-за корысти».

Наш век разорван и стремится к единству. Он разорван на несколько мировых религий, в каждой из которых несколько расколов. Религиозный раскол ведёт к расколу человеческому. Главной причиной церковных расколов был человеческий грех, отсутствие любви, нетерпимость, неуважение к человеческой свободе. Религиозные, равно как и национальные противоречия принадлежат к разряду самых древних, а оттого – и самых устойчивых. Поэтому и связанные с ними конфликты изживаются со столь великим трудом. И сколько раз в истории из-за них проливалась – и проливается ещё – кровь. Впрочем, из-за них ли? Ведь если внимательно и непредвзято разобраться, то окажется, что источником трагических столкновений являются отнюдь не сами религиозные различия, а идейные, мировоззренческие, культурные конфликты. Беда в том, что очень часто различные верования становились прикрытием и оправданием для действий господствующих групп, инструментом для поддержания определённого социального порядка, для утверждения политических интересов и амбиций, захватнических планов или оборонительных стратегий.

В числе ярких примет нового времени – раскрепощение человека, оживление всех форм духовной деятельности, в том числе религиозной. Это скорее не выбор какой-то определённой религии, а просто желание уйти от безбожия. Растёт число верующих людей, которые пополняют приходы церквей, исповедующих самые разные вероучения. Сердце без всяких доказательств выбирает, кому молиться. Каждая нация должна верить в того Бога, в которого она верила всегда. И пусть русские хранят свою веру, а буддисты – свою. Поэтому каждая религия лучше других.

Дело в том, что, как бы сильна и подавляюща ни была религия, человек всё-таки является в ней самым активным фактором; он никогда не теряет окончательно своей личности, всегда старается переделывать религии, учения на свой лад, сообразно со своими потребностями. Этим и объясняется, между прочим, зарождение сект и разных учений в лоне одной и той же религии. Иногда учитель и последователи настолько расходятся в своих воззрениях, что между ними не остается более никакой связи.

Традиционные, веками сложившиеся религии не разрушают естественную, нормальную систему ценностей в человеке, но, напротив, благословляют и укрепляют её. Вот почему они мирно сосуществуют и сотрудничают с обществом, отнюдь ему себя не противопоставляя.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ не связан рамками одной религии. Это стремление во что бы то ни стало сохранить существующие традиции, не допустить никаких изменений. Фундаменталисты смотрят на мир очень узко. Фундаменталисты это не ученые, занимающиеся фундаментальными исследованиями, а балбесы, настаивающие на бездумном следовании догме.

Фундаментализм не появляется из ничего, его создают особые обстоятельства. Человек считает, что он любит Бога больше, чем другие. Это просто разновидность религиозного саморазрушения. Экстремизм – это, по сути, извращение религии, попытки использования ее в борьбе за власть. Религиозные экстремисты по существу политическая организация.

Конфессиональный мир давно разделён, и не надо нарушать сложившиеся границы. Из века в век религии корректировали свою линию, отсекая опасные, излишне радикальные течения. Так, например, ислам сегодня отторгает ваххабизм.

Фундаментализм бывает не только в исламе. Некоторые представители православной Церкви убеждены, что христианская Церковь существует только в православной версии. Но это и есть фундаментализм. Фундаментализм – это всегда нетерпимость, и, следовательно, самоизоляция. Изолированность можно преодолеть только с помощью братьев по вере. Без экуменизма нельзя сохранить религиозный мир. Вообще нельзя сохранить мир на Земле.

ЭКУМЕНИЗМ – формально всемирное единение церквей, а, по сути, нивелировка веры. Идеи экуменизма проводит Всемирный Совет Церквей – главная организация экуменистического движения (с 1949 года). Если в XX-м веке главный вызов христианству бросил атеизм, в XXI-м придётся иметь дело уже с плюрализмом религий и верований, и этот новый супостат будет пострашнее прежнего.Любая попытка создания «синкретической мировой религии» есть богоборческая химера и ложная духовная инициатива. Если какая-то религиозная или «культурологическая» группа говорит о себе, что нашла путь к синтезу всех мировых религий, к объединению христианства с каким-либо восточным или эзотерическим культом, то это явный признак того, что перед нами отнюдь не «всепримиряющее учение», а очередная секта, которая пытается насадить тот или иной псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству. Аналогичным способом подвергаются разрушению и сами восточные религии.

Присутствие других конфессий позволяет активизировать деятельность православной Церкви, хотя следует выступать против растворения православия в сонме чуждых религий – антиэкуменизм.


КАТОЛИЦИЗМ



 Разделение христианской Церкви произошло в 1054 году. Возвышению пап на западе Европы много способствовало разделение Церкви. В Византии церковными делами управляли патриархи. Честолюбивые папы с IX века стали домогаться первенства между патриархами, и даже главенства в Церкви. Патриархи константинопольский, иерусалимский и другие осуждали пап за такие притязания, считая главою Церкви самого Христа, который невидимо управляет ею. Послы папы Льва III в 1054 году публично положили на престол Софийского собора в Константинополе грамоту, в которой предавались проклятию патриарх и все неповинующиеся папе. Это событие называется разделением единой апостольской церкви. 

Народы, признавшие главенство папы, составили Церковь западную, РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКУЮ, или латинскую (Katholicos – «всеобщий», вселенский).
Греки же, оставшиеся верными учению святых апостолов и признавшие главой церкви Христа Спасителя, составили Церковь восточную, или ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКУЮ. Православные во время литургии молятся о соединении церквей; католики же молятся о подчинении папской власти всех православных, называя их схизматиками, то есть раскольниками.

Римская церковь возложила на себя обязанность непрестанно приспосабливаться к духу времени. Привлекает в католичестве прежде всего соединение религии с политикой, наукой, общественными преобразованиями, другими словами – «вдвинутость» в историю. Теократическая мощь католической церкви, позволяет ей соперничать с государством и силой внедрять в социальную жизнь «высокие евангельские учения».

Католичество по основным своим чертам – это средневековое восприятие христианства. Характерны для него властность, юридизм, стремление заковать Церковь в латы схоластического разума, канонических предписаний и папского авторитета.

В римском восприятии Церковь есть институт власти: от Бога власть делегируется папе и им распределяется епископам и священникам. И эту власть надо обожать и впадать в умиление при виде её высшего носителя. Католицизм поставил задачей всеединение путём подчинения силе, вместо христианского всеслужения – римское всеподчинение.

Слишком много светской идеологии, светской психологии и политики в жизни католической церкви. Католицизм нового рода – политическая религия, религия вещей, а не форм.

Расхождение между католиками и православными в догматах, а на самом деле решался вопрос, где будет центр христианства – на Западе или на Востоке. Гораздо более существенными в ходе истории были различные социальные роли Восточной и Западной церквей. Православие всегда занимало подчинённое к светской власти положение. Образно говоря, она выполняла как бы функции замполита. Западная католическая церковь всегда стремилась к верховенству в обществе. Римские первосвященники сами короновали королей и императоров и доминировали над светской властью. Очевиден западный опыт соединения религии и политики, универсализм католичества, его активная роль в истории. Православие слишком пассивно и не исторично.

Между православием и католицизмом существут догматические расхождения. Основное различие в сфере богословия между ними заключается в признании католиками нисхождения Святого Духа от Иисуса Христа. Православные же стоят на том, что это свойственно только Богу-отцу. Католическая церковь в Символе веры свидетельствует, что Дух Святой исходит от Бога Отца и от Бога Сына, православная считает, что эмиссию Святого Духа может осуществлять только Бог Отец. Если католичество живет и дышит под знаком Отца, если протестантизм отдает предпочтение Сыну, то православие вольно или невольно делает акцент на третьем сочлене Троицы – на Святого Духа.

Католики считают, что кроме рая и ада существует еще чистилище – нечто вроде предбанника. Православие наличие такого подразделения отвергает. Есть также различия в обрядности – церковном причастии, наложении крестного знамения (западный человек, крестясь, как бы открывается, а православный закрывается шторкой) и других богословских нюансах. Но ведь не зря говорят: «Дьявол – в мелочах».

У православных, в отличие от католиков, нет безошибочно-непогрешимых инстанций.Православные святые – «не от мира сего», католические – больше проповедники.

«Индульгенции папы Римского – вот это и есть льготности и поблажки, какие он даёт наперекор закону Христову. И что же? От них развратился в вере и жизни весь Запад. И теперь гибнет в неверии и вольностях жизни со своими индульгенциями. Папа изменил многие догматы, все таинства перепортил, расслабил правила церковного руководства и исправления нравов» (Ф.Затворник).

В католицизме Богоматерь превращается в богиню, в соискупительницу, то есть в четвёртое лицо, а икона сползла к картине. В католицизме главный праздник – рождество (олицетворяет земную жизнь), в православии – пасха, воскресение (приоритет отдаётся потусторонней жизни).

В глубине Православия заложено больше свободы, чем в католицизме. «Католичество продало Христа «за земное владение», исказив саму идею христианства», «атеизм проповедует нуль, а католицизм идёт дальше» (Достоевский).

Католики признают догмат о «примате папы». Папа – глава святого престола Римско-католической церкви и государства: в единстве духовной и политической жизни главный нерв папизма. Понтифик – самая крупная религиозная персона в мире. Само это слово означает «мостостроитель», папа строит мосты, соединяющие человека с миром Надчеловеческим, или же оборонительные полосы, защищающие людей от вторжения зла опять же нечеловеческого происхождения.
В Ватикане утверждают, что Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от рая, а Папа Римский является прямым наместником Петра на земле со штаб-квартирой в Ватикане. Отсюда и претензия Ватикана быть во главе всех христианских церквей.

Рационализм, этот смертельный грех Запада, заложен уже в католичестве, где богословие приняло характер рассудочной отвлечённости. Суть религии ушла, всё только во внешней форме, без содержания. «Католические недоверки» (Гоголь) превратили христианство в религию закона. У них процветала гордыня: мы, миссионеры, несём новую истину и впервые можем воплотить её в жизнь. Своеобразна мораль иезуитов: если начальник ордена считает белое чёрным, ты должен немедленно согласиться с этим и увидеть белый предмет чёрным.

Католицизм внешне окрашен в романтически-человеческие тона. Католическим священникам предписан ЦЕЛИБАТ – именно ради этих внутренних резервов они должны сохранять целомудрие. Им надо беречь силы для религиозных целей. Целибат введён потому, что многие священники – подавленные гомосексуалисты.

Католицизм всё же способствовал национально-духовному процветанию принявших его народов, в том числе и славянских. И потому чуточку смешно выглядят "обличения" одного весьма крупного историка прошлого столетия в адрес злокозненных "езуитов".


УНИАТЫ – или греко-католики, это христиане, подчинившиеся католической церкви, исповедующие католическую доктрину, но при этом сохранившие верность православным обрядам. Униатство богословски несостоятельно, а исторически оно не мост, а барьер между двумя расколотыми церквями. Ватикан не подписал документ православно-католической конференции.Можно богословски не соглашаться с униатами, но нельзя не идти навстречу массам верующих, желающих молиться Христу так, как они привыкли.


СОВРЕМЕННЫЙ ВАТИКАН.
В 60е годы XX века разом были отменены четыре «великих проклятия» - православию, протестантской реформе Лютера-Кальвина, французской и русской революциям.

В настоящее время стали известны все три «секрета Фатимы»: первый – грозит людям адом и карами, если они не перестанут грешить; второй – всё существующее на свете зло приписывается России, которая «перевернулась в вере»; третье предупреждение о предстоящем покушении на «епископа в белых одеждах» - Папу Римского.

Ватикан считает, что все земли мира находятся под протекторатом папы. Папа прилетел, поцеловал землю, значит это земля папы.
Ватикан занимается частными вопросами и уклоняется от более важных проблем. Папа пользуется Интернетом и сотовой связью, но консервативен в вопросах абортов, разводов и контрацептивов. Папа ведет игру на мировых финансовых рынках. «Заглянуть к Папе» стало частью политического туризма. Патриарх Константинопольский, являющийся номинальным главой Православной церкви, давно установил прочные связи с Римским престолом.

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ВАТИКАНОМ – это отношения в треугольнике: государство – Ватикан – Русская Православная Церковь. В политике Ватикана чувствуется агрессивная заданность, возможность пойти ва-банк. Ватикан взял курс на экспансию. Формально признавая равенство вер, Ватикан так и не отказался от идеи «первенства» католической церкви. Католическое руководство больше не желает иметь Православную Церковь как равную. На словах её называют «церковью-сестрой», а на деле воспринимают как христиан второго сорта.

РПЦ обвиняет Ватикан в «претензии иметь своей паствой российский народ». Католическая церковь взяла направление на миссионерство, на обращение, работу во вне, привлечение русского народа к католицизму (прозелитизм). Ватикан имеет формальное право создавать епархии в странах, где имеется католическая паства, и он в 2002 году преобразовал четыре свои апостольские администратуры в России в епархии. Это сделано «для нормализации церковной жизни, поскольку апостольские администратуры всегда рассматривались католической церковью как временные организации». В России теперь появляется так называемая церковная провинция Ватикана во главе с митрополитом. По сути, это новая миссионерская атака на каноническую территорию Московской патриархии. Теперь есть всякие основания для визита понтифика. А до сих пор, строго говоря, у Ватикана их не было.

Ватикан стал активным участником многих политических процессов. Агрессивное распространение католической веры – поездки папы по миру. Духовная агрессия католиков разрушает отношения с православием, это своеобразный крестовый поход. Кстати, РПЦ ни одну европейскую страну не поделила на епархии, как католики в России. Но, если все христианские церкви и исповедания равноценны, почему и зачем навязывают православным народам и латиняне, и сектанты свою веру?

Русская философия всегда ценила в православии то, что в нем больше духа свободы, чем в папизме.
Католиков окончательно изгнали из России в 1937 году. С тех пор у православных в России фактически не было опыта сосуществования с католиками. Ещё не пришло время объединения православия и католичества. Но всё же наши церкви обязательно должны сблизиться, иначе бесы нас съедят – католиков, и православных. Бесы-то давным-давно объединились.

Родина христианства, Европа, во второй половине XX века перестала быть его центром: сегодня на других континентах земли христиан больше, чем в Старом свете.

ВУЛЬГАТА – Библия на латыни, римского канона.

ТЕРЦИАРИИ – тайные католические монахи.


ХРИСТИАНСКИЕ ПРОТЕСТАНТЫ


В 1518 году из католичества вышел протестантизм. Протестантская этика в отличие от православной утверждается в посюстороннем мире; не мир отдаётся на службу Христу, а Христос ставится на службу мира, то есть имя Христа используется для осуществления идей – создание единого правительства, мировой Диктатуры – всеобщего мира на Земле, извне навязанного – введение равенства и одинаковости, которые распространиться должны не только на питание, но и на веру и нравственность, на духовную жизнь. Протестанты полагают, что связь с Богом индивидуальна, каждый человек может найти свой собственный путь к Нему и не нуждается в посредниках. Протестантизм даёт человеку право самому судить свои поступки – нет надобности бегать в церковь за прощением. Следствие этого – развитая пресональная и анонимная ответственность индивидуума перед обществом.
Не найдя дороги к раннехристианскому прошлому, протестантизм стал всего лишь порождением современной ему эпохи. Но это не комплимент. Невелика честь быть плодом эпохи духовного упадка, секуляризации и материалистического культа потребления. Те, кто борется против католицизма, в сущности, борются лишь за то, чтобы занять его место, держатся той же идеей подчинения и насилия.
Протестанты проповедуют не Евангелие, а своё понимание Евангелия.
В современном протестантстве отрицается абсолютность Истины Веры Христовой. «Духовную аристократию монахов вне мира и над ним вытеснила аристократия святых в миру» (Макс Вебер).
Для протестантизма характерна активная жизненная позиция, во главу угла ставится нравственное отношение к жизни. Не благость созерцания, что характерно для христианства и ислама, а деятельное отношение к миру. Православная традиция с точки зрения протестантов – бегство от жизни, полной тягот и лжи (эскапистская).

Основа протестантизма – внесение в жизнь этики труда и трезвости, отношение к труду как к призванию. «Лучшая молитва – это работа» (М.Лютер). К земному труду, к которому ты приставлен в силу рождения или обстоятельств или, что бывает реже, в силу личного выбора, следует относиться не как к тягостному бремени, а как к призванию от Бога.

Выполнение профессиональных обязанностей является высшим назначением в жизни. Слово Beruf в немецком языке означает и профессию, и призвание. Это главное понятие протестантской этики. Позиция протестантизма – не навязывать людям ничего. Протестанты считают, что бедные неугодны Богу – в отличие от православного взгляда, что бедные близки к Богу. «Богатство – отметина Бога». Это аксиома протестантской этики. Раз ты богат, значит, Бог к тебе благоволит – если, конечно, ты не украл, а заработал. В протестантской религии порицается бедность, слово «нищий» синоним слова «больной». Нежелание работать, как и нищенство, считалось признаком отсутствия благодати. В связи с этим не следует забывать о протестантской практике десятины - с бедняка много не возьмешь!

Характерен западный опыт соединения религии и политики. Протестантизм, определивший как показатель «угодности» Богу достаток и положение в обществе, сыграл свою роль в становлении западного общества. Он помог избавиться от диктата церкви, отделению церкви от государства. Кадровому очищению, демократии, выборам епископов, священников, старост – этому надо учиться у протестантов и мусульман. У них торжествует демократия, и сомнительные личности быстро уходят.
Протестантские священники имеют право свободно заниматься богословскими исследованиями и одновременно оставаться в своей церкви, в своей вере.
Каждый добился своего: православные на Востоке воспели пост и нищенство, и пришли к ним; протестанты на Западе порицали бедность и пустословие, и достигли процветания. Богатство – отметина Бога, это аксиома протестантской этики.
В средние века католическая религия всегда оставляла грешникам возможность возврата на путь истинный. Протестантская религия проявила большую суровость: она не снимала с человека ответственности и отменила «отпущение грехов».
Протестанты выступали против пышной и дорогостоящей обрядности католической церкви, против отпущения грехов за деньги. Крайние формы протестантизма практически ликвидировали обрядность. Протестанты запрещают всякое религиозное творчество.
Протестантизм – сетевая организация.




ЛЮТЕРАНСТВО.
«Потом явился Лютер – умный человек, но своенравный. Папа, говорит, изменяет всё, что вздумает: почему же мне не изменять?! И начал всё строить и перестраивать по-своему, и учредил таким образом новую веру лютеранскую, далеко не похожую на ту, которая Господом заповедана и святыми Апостолами нам предана» (Ф. Затворник). Праведность через веру – постулат лютеранства.

Считая монашество, поклонение мощам несогласным со Священным Писанием, Лютер закрыл монастыри и приказал вынести из храмов мощи и иконы, оставив только Распятие Христа Спасителя (1517 год). Храмы были лишены украшений, а духовные лица - роскошных облачений. Литургия была заменена проповедью и пением гимнов на немецком языке. Из таинств Лютер удержал только два: Крещение и Причащение. Основанием учения считал только Священное писание.
У лютеран не принято целоваться, даже в семье.

КАЛЬВИНИЗМ требует от верующих не просто отдельных хороших поступков, а целой жизни, в течение которой хорошие поступки будут объединены в стройную систему. У него нет места для весьма гуманного католического цикла греха, раскаяния, искупления и отпущения, вслед за которым позволяется новый грех. Земной успех – показатель избранности кальвинистов.

Кальвин не признавал ни одного таинства, поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только одно воскресенье, в церковной иерархии признавал только сан священника. Предписывал суровый образ жизни и строго наказывал за малейшее отступление. Строгость его была такова, что составилась поговорка: «Лучше быть в аду, чем с Кальвином в раю».
ГУГЕНОТЫ – это название было дано сначала кальвинистам города Тура, где существовало поверье, что по ночам на улицах города появляется привидение, называемое королем Гуго.

В чём же заключается разрушительное начало в протестантстве? Его трагедия в том, что основателями учения признаны чересчур большие права за индивидуальным разумом. В этом сказалось влияние эпохи. Индивидуальный разум всего лишь огонёк пред Светилом Соборного Знания. Впавший в рационализм, и в гуманизме утвердившийся, протестантизм признал за индивидуальным разумом те права и силу, которых он по его природе не имеет. Протестанты раздробили единое целое на сотни сект.

В насаждении рационалистического немецкого богословия очевидна чуждость искусственно построенных догматов Реформации. Пластмассовая европейская религиозность в сочетании с сухостью учения, душной и нудной баптистской проповедью – характерны протестантизму.

Одновременно протестанты воспитаны в духе непрестанной похвальбы и самовосхвалений на фоне «протестантской» активности, когда «все вместе» на стадионе, с джазом, с трансляцией по телевидению. Православие предполагает определённую мягкость.




ИСЛАМ



МУСУЛЬМАНИН или правоверный – «человек, предавшийся Богу». КОРАН – самая молодая из священных книг, она была продиктована Господом пророку Мохаммеду в 610 году. Ислам зависит от толкования сур. У текста Корана нет истории, все древние его версии были уничтожены, чтобы не было лишних споров.

Судьба человека ещё до его рождения расписана до мелочей.

У Аллаха 99 имён, его прославляющих, и сотое имя, которое не дано знать никому из людей.
«Единственное, на чём настаивает ислам: творец Вселенной и человека – не Иисус, а суперразум, суперсила, а Иисус - лишь один из посланников Бога на земле. Мы не должны стремиться познать суперсилу – это выходит за пределы наших возможностей, но мы должны стараться жить согласно вероуставу, который Бог время от времени передаёт нам через своих посланников».

«У мира нет законов, всё в воле Аллаха».
«…И помогайте друг другу в добре и благочестии, но не сотрудничайте во зле и вражде» (сура 5). В Коране сказано: в вопросе веры не может быть принуждения. «В вере не должно быть насилия. Будь снисходителен и неси добро. О, люди, ваше насилие обернётся только против вас самих».

«Коран даёт рецепты всех социальных устоев жизни. Мусульманам не нужны законы римского права. В них заложены чуждые нам идеалы. Мы должны вернуться к своим истокам – мусульманским ценностям. Ислам – самая молодая из мировых религий – несёт в себе и основы государственности. Ведь пророк Мухамед не только святое лицо, духовный лидер мусульман, но – не забывайте! – первый правитель мусульманского мира. Так что у мусульман принято, чтобы представитель церкви правил и государством». Но всё же суверенного исламского государства быть не может, суверенен лишь Аллах.

Византийский император Мануил II говорил: «Покажите мне, что нового принёс пророк Мухаммед, и вы увидите только злое и бесчеловечное, такое, как его требование мечом распространять веру, которую он проповедовал». Эта цитата из речи нынешнего Папы Римского серьёзно «оскорбила» мусульманский мир.
Если для христиан «кесарево - кесарю», то ислам изначально существует как сплав веры, права и политики. У молодой религии сильнее роль социальной составляющей, происходит смешение государства и религии. Ислам – полиэтническая религия, это молодая, агрессивная религия, после нее ничего нового не пришло. После XVI века исламская цивилизация уступает по всем параметрам.

Ислам называют религией справедливости, православие – религией любви. Глубинная сущность расхождений в том, какая из этих двух великих добродетелей должна главенствовать. Этот вопрос может быть разрешён только в вечности Божией. Но здесь, на земле, справедливости не о чем спорить с любовью. Обе религии одинаково проповедуют милосердие, миротворчество, нравственную чистоту, честность, созидательный труд на благо Отечества. На российском исламе сказываются века мирной совместной жизни с православными христианами. Практически с самого начала наши предки проявили взаимную веротерпимость, чего не было во многих других странах.
Ислам – социально ориентированная религия. В отличие от официального православия, которое живёт только в приходах и на паперти, ислам вышел из мечети в социум. Встречается бытовое принятие ислама, когда хочется чётких и быстрых решений.

Хотя нравственные постулаты ислама и христианства сходны, православие и ислам представляют собой различные типы мировоззрений, полностью совместить их невозможно. Мусульмане не признают Иисуса Христа Богом, а только пророком. Ислам запрещает изображать человека. Всякие богословские дискуссии, споры о тонкостях вероучений христианства и мусульманства видятся бесполезными и могут принести даже вред.
Христиане празднуют дни радости, а шииты (исламские ортодоксы) – день гибели пророка Хуссейна, причём некоторые истязают себя.

Между Аллахом и мусульманином не должно быть никаких посредников, в исламе отсутствует и духовенство в христианском понимании, которое может отпускать грехи верующему от имени Бога. Так что мусульманин вынужден сам отвечать за свои грехи, для него воистину, запрещено всё, что опьяняет.

По Корану, если кто-то не вторгся в ваш дом, не грабил вас и не боролся с вами против вашей веры, вы не имеете право поднимать на него руку. Нет мотивов для агрессии со стороны ислама.

Ислам – идеологическая сила, оружием её не победить. Говорить о «фанатизме» ислама, о его «изначальной нетерпимости» всё равно, что судить о христианстве по крестовым походам и кострам инквизиции. Но некоторые положения ислама заставляют насторожиться. Интеллектуальный кризис мусульманства – наследие колониализма. Ислам не толерантен к другим взглядам. Вспомним образование Бангладеш.

Не только мусульмане, но и христианские мученики часто шли на смерть ради веры. Есть, правда, и различия с исламом. Христианин в гораздо меньшей степени готов жертвовать ради веры чужой жизнью. Для него самоубийство – тяжкий грех. Поэтому невозможно представить христианина в роли террориста-камикадзе.

Люди, одержимые мусульманской идеей, не боятся смерти. Более того, для правоверного мусульманина смерть героя – высшая доблесть. Такая смерть – прямая дорога в рай. Вспомним, что религиозный лидер имам Шамиль сражался (?!) за веру. По канонам ислама пленный это вещь. Ислам, если не обязывает, то разрешает убивать иноверцев. «Обучайте детей стрельбе и плаванию», - сказал какой-то исламский пророк. Встречаются медресе, готовящие боевиков. Это говорит о «мирном» характере ислама.

ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ
В настоящее время ислам разделен на несколько течений. В исламе существует две основных группы: сунниты и шииты - некогда разделившиеся во взглядах на то, кто должен считаться первым калифом, т.е наследником Мухаммеда, поскольку Мухаммед не успел перед смертью назначить преемника. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община. Шииты же считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Мухаммедом, следовательно преемником Мухаммеда должен был стать его двоюродный брат и зять Али. Верх в споре одержали сунниты. В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий о первопреемнике Мухаммеда.

Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать писанием. Сунниты подчеркивают авторитет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна ("обычай", от этого слова и произошло название суннитов) . Сунна включает в себя хадисы, рассказы о поведении и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чём умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются принципами, совместно разработанными в своё время старейшинами, или богословами (улемами), которые основывали свои решения на Коране, сунне и более поздних источниках.

Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. С самого начала шииты верили, что Бог говорит через имама, мусульманский эквивалент Папы Римского. Однако в девят>омbr> веке двенадцатый имам исчез, и источником авторитета стали улемы, которые считали себя коллективным представителем скрытого имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут возвращения Христа.

Ещё одно различие между двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения светской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать религиозным лидерам.

Суфизм - это третье, мистическое крыло ислама. Цель суфиев - отречься от мирских привязанностей, видеть во всем только Бога и достичь слияния с бесконечным Существом Бога.

Кроме того, существует ещё несколько более мелких мусульманских групп (сект) появившихся позже в разных странах: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сирия) и ахмадия (Пакистан). Наконец, ислам сыграл важную роль в появлении двух религий: сикхизма и бахаизма.


ФУНДАМЕНТАЛИЗМ – радикально настроенный ислам, огнём и мечом проповедующий своё учение. Радикальный ислам диктует нормы светской жизни. Исламисты, особо не мудрствуя, обещают беспечную жизнь всем желающим. Правда, «счастливчики» должны всегда и во всём следовать законам шариата и, главное, в любую минуту быть готовыми пуститься в «священный» поход против «неверных». Исламисты сменили слово ислама на меч ислама. «Мы хотим весь мир обратить в ислам», - заявляет лидер «Хезболла». Война с иноверными, или распространение ислама оружием, считается добродетелью, и павшим на войне мусульманам обещается рай.

Время воинствующего атеизма прошло, пришёл воинствующий ислам, произошла политизация ислама. Исламские фундаменталисты пришли к власти на волне революции, прежде всего благодаря популистским лозунгам равенства, понятным темным крестьянам и притягательным для люмпенов. Демагогия исламских агитаторов упала на благоприятную почву среди небогатого населения. Верующая молодежь радикализируется. Когда молодые ребята оказываются в плену религиозно-политического экстремизма, ими движут не религиозные чувства, а отчаяние, вызванное безработицей и нищетой, развалом экономики, опасением полной деградации своих этнических общностей. Пока Российское государство не добьётся существенного подъема экономики и социальной сферы на Северном Кавказе, нельзя исключить новых актов террора.

Большинство мусульман совсем не знают ислам. Для блуждающих в потёмках ислама сам Коран – это такая вещь, что можно говорить одно, думать другое, а делать третье. Самозванцы и зачастую полуграмотные крикуны от ислама сводят религию к сектантским извращениям. Некоторые люди интерпретируют ислам так, как этого хотят они.

Умеренную версию мусульманства начал теснить ВАХХАБИЗМ – религиозно- политическое движение и учение в суннитском исламе, возникшем в Аравии еще в XVII веке на основе проповедей Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Выступая за социальную гармонию, ваххабиты требовали джихада, или священной войны не только против «неверных», но и против всех мусульман, отступивших от принципов раннего и «истинного» ислама. С самого начала ваххабитам были свойственны не только фанатизм в вопросах веры, но и экстремизм в практической борьбе со своими политическими и религиозными противниками. Однако именно ваххабизм помог объединению родственных арабских племен на аравийском полуострове и образованию Саудовской Аравии. Именно ваххабистская версия ислама стала официальной государственной религией этого абсолютистского и теократического государства, на территории которого находятся главные святыни ислама – Мекка и Медина.

Ваххабизм – одна из самых радикальных ветвей ислама. У них же нет никакой другой формы консолидации, кроме «Аллах акбар». Распространившийся в последнее время в России ваххабизм примитивен, как и марксизм-ленинизм: любого недоумка можно обучить ему за 20 минут. По сути, вся ваххабистская доктрина сводится к одному лозунгу: «Убей неверного!». Ничего подобного нет и не может быть ни в Коране, ни в других классических мусульманских источниках. Более того, ваххабиты считают «неверными» всех приверженцев классического ислама, всех мусульман, которые не согласны с их сектой.
Почти все другие мусульманские страны и правители предпочли иные версии ислама. Ваххабиты – мутанты крайних течений в исламе, они не могут иметь ничего общего с приверженцами традиционного ислама. Еще в 1996 году Конгресс мусульман Северного Кавказа призвал объявить ваххабизм вне закона и немедленно расформировать вооруженные группировки проваххабистского характера. Необходимо научиться сотрудничеству с деятелями классического ислама, с просвещенным мусульманским духовенством – только с его помощью мусульмане сумеют преодолеть ваххабистские извращения в своей среде.


АДАТ – неписаный закон, обычай у народов, исповедывающих ислам; рассматривается как дополнение к шариату. Адат – горское обычное право, основанное на статичных, незыблемых обычаях предков. Именно на адатах до сих пор основывается жизнь горцев. Шариат идет вразрез с очень многими положениями адатов. Адат для горцев важнее.
АЛИМ – знаток религии.
АМАНАТ - заложник.
АХУН – имам.
ВАКУФ – доверительное управление от лица какой-либо религиозной структуры.
ГАЗАВАТ – так на Северном Кавказе называют священную войну – джихад.
ДЕРВИШИ от неистовых песен впадают в экстаз.
ДЖАДИДИЗМ – форма ислама, которая соединяет исламские традиции с демократическими ценностями.
ДЖАМААТ – местное самоуправление, община.
ДЖИХАД («усилие» или священную войну) может объявить только халифат. По законам ислама существует большой и малый джихад. Одна из основ мусульманского вероучения большой джихад – подразумевает войну, которую верующий объявляет собственным грехам и порокам, самосовершенствование, борьбу и очищение своей души. Джихад – не война с неверными, а «усердие» в борьбе с неверием внутри себя. И лишь малый джихад и то в исключительных случаях – войну в прямом смысле этого слова.
ИБЛИС – исламский дьявол. У мусульман одержимых называют «захмат» и обряд отчитки – очищение начинают с заклинательных слов против иблиса.
ИСЛАМ – (араб.) – покорность.
КОРАН – писание.
КУФИЯ – бедуинский мужской платок.
МУФТИЙ – мусульманский учёный-богослов, обладающий авторитетом по религиозно-юридическим вопросам.
МЮРИДИЗМ – мусульманский мистицизм, освящающий безграничную политическую власть религиозных лидеров – имамов; мюриды - ученики, борцы с неверными.
НАМАЗ – моление.
САЛАВАТ – приветствие Аллаху.
СУННА – житие пророка.
СУНЕТ – обряд обрезания.
СУФИЗМ – мистическое направление в исламе, растворение себя в Боге.
СУХУР – утреннее разговение.
ТАСФИК – мусульманские четки.
ТАХАРА – ритуальная чистота.
УЛЕМЫ – толкователи шариата.
ТЕКИЯ – что-то вроде монастыря для суфийских дервишей.
ШАРИАТ – комплекс норм, установлений жизни, безусловное следование законам ислама; мусульманское религиозное право; средневековое право.
ШАХИД – воин, погибающий за родину и веру; мученик за веру, жертвующий своей жизнью в борьбе с «утеснителями» ислама.
ШИИТЫ – признают только Коран и отвергают устные предания (сунны); не признают первых трех халифов и их наследников.
ШУРА – исламская соборность, совет.
ХАДИС – жизнеописание пророка Мухаммеда, сборник высказываний, приписываемых Мухаммеду, с детальным сводом правил поведения для мусульман .
ХАЛИФАТ – руководство мусульманского государства.
ХАЛЯЛЬ – дозволено.
ХАРАМ – запрещено.
ХАФИЗ – чтец Корана наизусть.


ИУДАИЗМ



Иудаизм – религия древнего Израиля, религия Ветхого завета. Затем он видоизменился. Иудаизм религия не миссионерская по своей сути, а семейная религия, религия еврейского народа. Это четырёхтысячелетняя беседа с Богом и его пророками.
Универсальность же иудаизма в том, что он включает в себя всё, что происходит с человеком. В нём есть правила поведения на все случаи жизни: например, то, что человек делает на кухне, в бизнесе, политике, постели – где угодно. В иудаизме жизнь еврея расписана по минутам, иудаизм скрупулезно регламентирует многие стороны жизни, его быт, рацион и т.д.

Иудаизм – это не совсем религия, это не только вера, это смысл жизни и образ жизни. На иврите слово «вера» происходит от того же корня, что и слово «знание». Вера и знание в иудаизме неразделимы.
Культ Яхве вместе с учением о «религиозной исключительности» евреев легли в основу иудаистской догматики. Богоизбранность – не привилегия, а ответственность. Влияние раввината ограничивается только вопросами культа, но распространяется на политику, образование и любые другие стороны жизни. Для общинной жизни верующих евреев в диаспоре характерно то, что религия для членов общины обязательна – это «цемент», позволяющий иудеям избежать ассимиляции. По религиозным еврейским законам иудеи создают семьи внутри своей конфессии – это предписание Творца.
Иудеи не считают Христа мессией, они ожидают мессию. Иудеи считают, что мессия придет, если ВСЕ евреи всего ОДИН раз будут соблюдать правила субботы.

Еврейские религиозные первоисточники: Тора, Книга Пророков, Книга Царств и так далее.

В иудаизме существует как бы три ступени познания истины: первая – ТОРА, то есть Пятикнижие Моисея; вторая – ТАЛМУД – толкование иудейских мудрецов на книги Моисея (в Библии эти книги называются Ветхим Заветом); третья, высшая ступень – КАББАЛА – устный закон, объясняющий как правильно толковать Талмуд и всю прочую еврейскую премудрость; для посвящённых, еврейская мистика и колдовство (это не иудаизм).

ТАЛМУД – высший авторитет и моральный кодекс иудаизма, свод религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства, комментарии к Торе - по существу стенограмма дискуссий мудрецов на протяжении нескольких столетий, причём носители мнений могут быть разделены веками. Заповедано не просто читать текст Торы от сих до сих, а обсуждать его, вступать в диалог. Этого нет ни одной религии.

Время спрессовывается, все участники дискуссии оказываются в актуальном настоящем. Каждый день еврей, погружённый в традицию, должен прочитывать соответствующий этому дню фрагмент Торы. Мудрецы Талмуда были крайне озабочены идеей «правильной» практической жизни. Целью и итогом их дискуссий был вывод: следует делать так-то. Решительно про «всё»: про убой скота, установление виновности жены и благословение цветущих деревьев.

Некоторые богословы не считают Талмуд сводом законов, священным писанием, а лишь записью дискуссии.

Талмуд представляет собой на редкость сложное, многослойное и противоречивое произведение, которое позволяется трактовать только после длительного обучения и только избранным раввинам.

«Огради, Господи, язык мой от зла и уста от неправды. Да молчит душа моя перед всеми, кто проклинает меня, и сердце моё да будет глухо ко всему извне» (из Талмуда).

В день Нового года Господь решает судьбы людей на весь наступающий год, вносит в большую книгу жизни благодеяния и кары, кредит и дебет, а в день искупления грехов скрепляет эти судьбы печатью.

Христианство вышло из иудаизма, какое-то время оно было частью иудаизма. Христианство и иудаизм с первых шагов новой религии решительно размежевались и их интересы не пересекались. Иудаизм отвергает святую Троицу, божество Иисуса Христа и все церковные постановления, учит астрологии и каббалистическим гаданиям. Суть различий между христианством и иудаизмом можно изложить коротенько. Иисус сказал: «Делай другому то, что ты хотел бы, чтобы сделали тебе». Смысл Торы еврейские мудрецы определили так: «Не делай другому то, что ты не хотел бы, чтобы сделали тебе». Вот и выбирай между «делай» и «не делай».

Суббота – вот храм, который всегда с евреем, ведь изгнанник не всегда мог найти место помолиться.

Особенностью иудаизма является то, он напрочь лишён изобразительного искусства. В иудаизме нет института монашества. Есть масса примеров того, как приходили в иудаизм люди совершенно не еврейского происхождения.


ГАЛАХА
Еврейская религия - это не только вера и мировоззрение, но и
практическая религия, требующая от верующего соблюдения совокупности
указаний "делай" и "не делай" - "Тарьяг Мицвот" - 613 заповедей. Их начало
- в 10 Заповедях и в законе, данном Моше, своему народу и записанному вкнигах Торы.
Пока народ Израиля жил в своей земле, законы и повеления соблюдались
и корректировались величайшими мудрецами. Однако после изгнания евреев и
оформления кодекса законов в Талмуде (Вавилон, 500 г. до н.э.) он
превратился в основу еврейского образа жизни в странах рассеяния и строго
соблюдался в рамках Галахических законов Талмуда.
Книга "Шульхан Арух" (Накрытый стол"), составленная в Цфате в 15 веке
раввином Иосифом Каро, стала Практическим руководством оформившейся в
течении многих поколений Галахи.


ТЕЧЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ
В последние столетия произошли изменения в еврейском религиозном
поведении. Многие оставили религию, другие провели "реформу" и стали
только частично выполнять религиозные заветы. Эти группы, находящиеся в
большинстве своем в Америке и англо-саксонских странах, называются
"реформистским иудаизмом".
Другое течение в иудаизме называется консервативным. Консервативные
евреи соблюдают больше законов Галахи, чем реформисты.
"Ортодоксальный" иудаизм строго соблюдает все заповеди Галахи. В
Израиле преобладает ортодоксальное течение иудаизма, хотя существует
несколько реформистских и консервативных общин.
На сегодня религиозная часть населения оставляет около четверти
населения Израиля, около половины определяет себя соблюдающими традиции, а
оставшаяся четверть считает себя светской.


Классический, ортодоксальный иудаизм (а иного в Х веке просто не существовало) как раз категорически запрещает своим приверженцам вести миссионерскую деятельность среди иноверцев. Это, понятно, не значит, что того, кто решил обратиться к иудаизму, отвергают автоматически - но миссионерство прямо и недвусмысленно запрещено. (Кстати, в обряд принятия иудаизма и сегодня входит ритуал, когда неофита трижды уговаривают отказаться от своего решения.)






АГАДА – разножанровый литературный материал, вошедший в различные сочинения и создававшийся на протяжении более 16 веков (комментарии, мнения, байки).
ГАЛАХА – законоведческая часть Талмуда; религиозная норма; высшая религиозная «математика и юриспруденция».
ГЕР – принявший иудаизм.
ГИЮР – посвящение в иудаизм; переход в иудаизм.
ИЕШИВА – высшая религиозная школа.
КАББАЛА – иудаистское мистическое учение, которое, ко всему прочему, учит и тому, как притягивать деньги.
КАГАЛ – еврейская община.
КАРАИМЫ - это вроде еврейских староверов.
МАГГИД – странствующий проповедник у иудеев.
МАДРИХ – указующий дорогу.
МЕШУМЕД – вероотступник.
МИКВА – бассейн для омовения.
МИШНА – базовая часть Талмуда.
МОГЕНДОВИД – звезда Давида.
НИГГУНИМ – мелодия без слов, напеваемая во время молитв.
РАВВИН – учитель.
САДДУКЕИ – секта иудаизма, представители которой сотрудничали с римлянами.
СЕДЕР – обряд еврейской Пасхи.
ТАЛЕС – белая накидка, символизирующая одеяние покойника.
ТАНАХ – книги Ветхого Завета.
ШОФАР – ритуальный рог.
ХАЛАХ – иудейский канон: евреем является тот, кто имеет родителей-евреев или мать-еврейку.
ХАСИДЫ («благочестивые») - еврейская реформация, оживление иудаизма; они отводят первое место не обряду, а религиозному чувству. У них есть свой духовный авторитет – Шнеерзон.
ЦАДДИКИ – (праведники) – вожди хасидов.


БУДДИЗМ



Буддизм – единственная религия, которая поклоняется не богу, а человеку, сумевшему стать богом. Буддизм - одновременно религия и философия, это даже не религия, а некая система мышления, стремление контролировать себя на пути к счастью. Это уникальный случай атеистической религии.

Основной принцип буддистского учения – конечное познание истины. Жизнь духа особенно характерна для буддизма. Буддизм отрицает и Бога, и Творца – он основывается на принципах самосозидания. В буддизме самые важные понятия не определяются. Учение Будды, кстати сказать, не что иное, как примитивный, научно ещё недостаточно обоснованный марксизм.

Для буддизма характерно действие ради добра, понимание жизни, а не только вера. Для всепрощающего буддиста просто веры мало. Духовность и рациональность идут рука об руку. Буддизм помогает развивать характер.

Мы верим в разум, Будда для нас не Бог, а учитель. Он учит нас самосовершенствоваться – и только. Будда не создал учение, которое было всегда, но открыл его людям и объяснил, что такое счастье. Счастье – это отсутствие желаний. Недаром буддисты считают: хочешь избежать трагедий – не гонись за мирскими благами, все страдания от страстей. В буддизме самое главное – золотая середина, ожидание того, что само придёт.

В основе учения Будды лежат четыре истины: первая – жизнь полна страданий. Вторая – причиной страданий служат неосуществленные желания. Третья – чтобы избежать страданий, надо подавлять в себе желания. Четвёртая – достичь этого можно, если идти по пути из восьми шагов, то есть сделать праведными свои воззрения, намерения, речь, поступки, быт, стремления, мысли, волю. Лишь тот, кто пройдёт эти восемь шагов, достигнет просветления, или НИРВАНЫ, и вырвется из бесконечного круга перевоплощений.

Исповедующий буддизм для общей молитвы должен сыскать ещё девять единоверцев.

Если хотите, буддизм – это вообще разновидность атеизма. Посмотрите сами: Бога не существует, нет рая, нет ада – на что это похоже?

Исключительная реакция сострадания, боящаяся всякой боли и страдания, как, например, буддизм, есть религия бездвижности, покоя. В христианстве этого нет, оно считает неизбежным прохождение жизни через страдания.

ДАЦАН – буддистский храм.
ЛАМА – это то же самое, что гуру – учитель.
ТАНКА – тибетская икона.
Для буддиста одиночная медитация – обычное дело.

Буддистам нельзя заказывать свежее мясо, чтобы животное убили именно для тебя. Свинину есть нежелательно, но в принципе можно.

Буддисты уважают чужие религии, которые основаны на любви и сострадании.

КОНФУЦИАНСТВО

– религиозно-этическое учение, оно принесло с собой идею о том, что основа морали – это верность, понимаемая как долг признательности старшим и вышестоящим. Приверженцу этого учения необходимо найти своё назначение на земле.
Категория: Эссе | Добавил: bodhin (15.01.2012)
Просмотров: 3300 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: